• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-11-15 16:22:16 · История

Выходим на перрон железнодорожной станции «Теплое»

Выходим на перрон железнодорожной станции «Теплое»
Фото: "Теплое и окрестности"

Сообщество «ТЕПЛОЕ и окрестности» вновь относит нас к увлекательным фактам истории нашего края и рассказывает о железнодорожной станции «Теплое». Наверняка многие из читателей застали то славное время, когда в своем поселке они слышали гул поездов…


«Тёплое» - станция Московской железной дороги. Открыта она была в 1896 году. Являлась частью железной дороги «Смоленск - Раненбург – Мичуринск», которая уже не существует целиком: почти 100-километровый участок «Теплое - Волово - Куликово Поле» разобран несколько десятков лет назад.

Отдельные участки между населенными пунктами Козельск, Белев, Горбачево и Теплое еще изредка функционируют.

Станция Теплое находилась на 383 версте от Смоленска, в Крапивенском уезде. Названа по имени находящегося недалеко от неё села Теплое.

В 1911 году со станции Теплое отправлено более 4 тысяч пассажиров и 1109 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 202 тысячи пудов. В отправлении преобладали хлеб в зерне и муке, в прибытии - мануфактура, нефтепродукты и лесные материалы.

Помимо здания вокзала, постройки конца XIX века, здесь было 5 станционных вышек освещения, несколько подъездных путей и вспомогательных станционных сооружений.

Но после закрытия сквозного движения по линии сначала пропало пассажирское движение, а затем и грузовое.


Несколько лет назад от Горбачева еще ходил маневровый тепловоз с цистернами в газохранилище.

Здание же вокзала давно было приспособлено под жилой дом. Сейчас там царит разруха.

Но несмотря на то, что вокзала не существует, вокруг этого хозяйства относительный порядок.

Во времена, когда линия являлась частью частной Рязано-Уральской железной дороги, первые этажи вокзала использовались под нужды железной дороги, а на втором этаже обычно жил начальник станции.

Пути в сторону станции «Волово» разобраны в 2000 году, в сторону станции «Горбачево» - исчезающее грузовое движение для нужд газохранилища.

Существовало несколько подъездных путей для нужд предприятий и организаций поселка.

Два подъездных пути к газонаполнительной станции, свеклоприёмному пункту, открытой площадке для хранения удобрений и к резервуарам с битумом. Также их активно использовало зверохозяйство «Пушное» для разгрузки рыбных и других кормов, приходивших на станцию в вагонах-рефрижераторах.

Ещё два пути подходили к хранилищам минеральных удобрений и ядохимикатов. Рядом путь для приёма/слива нефтепродуктов на нефтебазу, путь для разгрузки вагонов с углем.

Через территорию хлебоприёмного предприятия проходил подъездной путь до ПМК-202. По этому пути осуществлялся вывоз зерна, подвоз щебня, песка, цемента, а также вывоз сельскохозяйственной продукции со складов овощехранилищ, завозились продовольственные товары на склады райпо.

Напротив здания станции существовал путь для погрузки/разгрузки козловым краном. В 90-х был построен современный третий разъездной путь на бетонных шпалах протяженностью около 2 км, но использовался он недолго и был разобран первым. А далее был разобран второй и часть первого пути.


За материал благодарим сообщество «ТЕПЛОЕ и окрестности»