• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-08-02 15:36:30 · История

Наш земляк Михаил Максимов стал автором первой победы летчиков-истребителей в Великой Отечественной войне

Наш земляк Михаил Максимов стал автором первой победы летчиков-истребителей в Великой Отечественной войне
Фото: «Теплое и окрестности»

Сообщество «Теплое и окрестности» вновь рассказывает историю героя газетной полосы военного лихолетья, которую помог открыть одноименный региональный проект.

Эти судьбы такие непохожие и такие близкие. Их объединяет одно – люди, которые не планировали совершать подвиги, быть лидерами, как модно сейчас говорить, они честно трудились на благо своей земли и в трудный час открыто шли на врага, не раздумывая, не прячась, не думая о себе.

В газете «Колхозное знамя» Тепло-Огаревского района  №16 от 10 февраля 1943 года была опубликована статья о нашем земляке старшем лейтенанте Михаиле Сергеевиче Максимове, военном летчике, орденоносце, который до поступления в авиашколу работал в колхозе имени Моссовета Покровского сельсовета. На фронте он сражался с врагом в звене капитана Гастелло, заменив командира после его гибели.

Михаил Максимов: судьба героя

Эта великая жизнь начиналась совершенно обычно. Михаил Сергеевич Максимов родился в 1917 году в селе Покровское Тепло-Огаревского района Тульской области. Уже в девятилетнем возрасте Миша умело помогал отцу пахать землю, убирать хлеб. Семья большая - 8 едоков, а работники только отец, да он. Жилось не сладко.

Жажда к знаниям у Миши Максимова была огромна. Семилетка, потом курсы по подготовке в ВУЗ в Москве. Он мечтал стать электротехником, но по комсомольской путевке в 1935 году был направлен в летную школу южного города Ейска. Это решило его судьбу.

Вот как об этом рассказывает Ирина Карпухина, учитель Волчье-Дубравской школы, в одном из номеров газеты «Наша жизнь»:

«В 1937 году Михаил Максимов, окончив летную школу на «хорошо» и «отлично», получил звание военного пилота и был направлен в истребительную эскадрилью Приморского края. За доблесть и мужество, проявленные в боях на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, лейтенант Максимов был награжден первым орденом Красного Знамени».

Второй орден Красного Знамени был наградой в 1941 году за два сбитых фашистских бомбардировщика в первый день войны 22 июня над городом Измаил, где Михаил служил в составе 96 эскадрильи. В условиях хаоса и неразберихи советские летчики сумели достойно встретить противника. По некоторым данным, в воздушных схватках, развернувшихся от Балтики до Черного моря, они сбили за день 244 вражеских самолета. Боевой счет летчиков Черноморского флота открыл лейтенант Максимов.

Воздушные сражения летчиков люфтваффе и их союзников против военно-воздушных сил РККА и ВМФ в первый день войны описаны в книге «Крылья над морем»:

«Рано утром 22 июня 1941 года 96-я эскадрилья в составе 16 истребителей И-16 и И-153 под командой капитана Коробицына на подступах к Измаилу встретила 12 румынских бомбардировщиков. Наши летчики врезались в боевой порядок противника и сбили 5 самолетов. В этом бою лейтенант Максимов открыл боевой счет летчиков Черноморского флота».

Сведения проекта «Дорога памяти» говорят нам о том, что этот подвиг описан сразу в нескольких изданиях. Книга Д. Хазанова «Сталинские соколы против Люфтваффе»:

«На рассвете дежурное звено 96 отдельной эскадрильи капитана Коробицына на И-15 БИС было поднято для патрулирования. Воздушный бой с румынскими бомбардировщиками развернулся во второй половине дня. Первым одержал победу М.С. Максимов».

Более подробно в книге Дорохова «Морские летчики в обороне Одессы»:

«Лейтенант Михаил Сергеевич Максимов летал на биплане И-153. За конфигурацию верхних плоскостей этот самолет ласково называли «чайкой».

Под прикрытием ведомых командир звена атаковал с задней полусферы ближайший бомбардировщик и вывел из строя стрелка-радиста. Еще одна пулеметная очередь – и вражеский самолет рухнул в мутные воды Дуная. Это был первый самолет, сраженный крылатыми черноморцами. Боевой счет открыт!

Воздушная схватка продолжалась. И лейтенанту Максимову, и его ведомым удалось сразить второго воздушного пирата».

Именно наш земляк, офицер Михаил Максимов стал автором первой победы летчиков-истребителей ВВС ВМФ в Великой Отечественной войне.

После ранения Михаил Сергеевич из города Моздок в январе 1942 года был направлен командиром 11 звена авиации Балтийского флота в Ленинград продолжать боевую работу. 4 апреля 1942 года он участвовал в защите балтийского неба от фашистов. Враги реализовывали операцию «Айсштосс» по уничтожению с воздуха боевых кораблей, самолетов и судостроительных заводов в Финском заливе. Фашистский план полностью провалился.

Но старший лейтенант Максимов погиб в воздушном бою с превосходящими силами противника над водами Балтийского моря в 15 км от острова Сексар.

Он посмертно был награжден третьим орденом Красного Знамени.

В окрестностях Ленинграда на месте бывшего военного аэродрома в Борках открыт мемориал, где увековечены имена погибших летчиков Краснознаменного Балтийского Флота. Среди них – имя командующего звена 11 истребительного авиационного полка старшего лейтенанта Максимова Михаила Сергеевича, бесстрашного летчика, рожденного на теплоогаревской земле.

Одно из своих писем к родным наш герой заканчивает так: «Ну пока, до скорой встречи, а встречи у нас с вами будут большие, и будет большой праздник». И Михаил Максимов подарил нам этот праздник – праздник жизни, мирного неба, торжества добра над злом.

 

Благодарим сообщество «Теплое и окрестности» за уникальные материалы